Дополненная реальность и виртуальный мир стали частью модной индустрии ещё до появления COVID-19 и его последствий. И всё же пандемия ускорила процесс перехода брендов и магазинов из физического в цифровое пространство. Мы рассмотрели главные виртуальные новшества в моде, а эксперт рассказала, станет ли всё это большим трендом.

Приложение L`Oreal Makeup Genius
В мае 2014 года косметический гигант L`Oreal объявил о запуске бьюти-приложения, позволяющего примерить макияж. Программа представляла собой интерактивное зеркало, где можно было легко "нарисовать" себе яркие губы, стрелки, тени на веках, румяна. Встроенная 3D-технология позволяла отслеживать мимику. Конечно, из-за новизны изобретения такой макияж не выглядел как настоящий, но понять, подойдёт ли тебе тот или иной оттенок помады, было можно.
Эта digital-новинка имела довольно большой успех во всём мире (в России за один только 2015 год приложение скачали более миллиона раз), поэтому другие бренды не заставили себя долго ждать и на рынке вскоре появились аналогичные программы от Maybelline, Chanel, Bobbi Brown, Sephora, MAC, а также от марки Redken, с которым можно было за секунду стать блондинкой, брюнеткой, рыжей или даже седой.

Виртуальная примерка оттенков волос Redken
2018 становится годом цифровых инфлюенсеров. Изниоткуда появляются и тут же завоёвывают популярность такие персонажи как Lil Miquela и Shudu. Публика настолько поражена искусной работой графических дизайнеров, что сотнями тысяч и миллионами подписывается на виртуальных модных блогеров. Тонкую работу быстро заметили и оценили представители модных Домов и не успели мы оглянуться, как Shudu принимает участие в рекламной кампании Balmain и Fenty Beauty, а Lil Miquela в Prada, Chanel и Burberry.

Lil Miquela в рекламной кампании Chanel и Burberry

Shudu в рекламной кампании Balmain
Дальше – больше. Весной 2019 года появляется первое виртуальное платье, названное «Радужная оболочка». Его можно надеть на фото, но в реальности вы наряд никогда не увидите и не потрогаете. Но даже его цифровой вариант выглядит настолько гиперреалистично и детально, что платье быстро покупают за $9500 на аукционе в Нью-Йорке. Его приобрёл для своей жены исполнительный директор одной из охранных компаний в Сан-Франциско.

Платье Iridescence, созданное стартапом The Fabricant и студией Dapper Labs
Летом того же года интернет-магазин Lamoda анонсировал дополненную реальность в своём приложении, с которой можно было в режиме реального времени "примерить" 100 пар кроссовок, просто наведя камеру смартфона на ногу.
А уже осенью онлайн-ритейлер YOOX запустил возможность создания собственной 3D-модели для примерки одежды. Достаточно было сделать своё фото в рост, а технология сама обрабатывала снимок и создавала личного аватара.
Всё это создавалось не только для вовлечённости пользователей в онлайн-платформы, но и для снижения процента возвратов. С такой даже мало-мальской примеркой вероятность, что покупатель оставит купленный товар у себя, намного выше.

Функция YOOXMIRROR в приложении Yoox
Теперь мы вплотную подобрались к пандемии коронавируса и его последствиям. Зимой 2020 года кое-как проходят европейские недели моды, часть показов на которых переходит в формат презентаций или вовсе отменяется.
Организаторы московской недели моды Mercedes-Benz Fashion Week Russia, которая была запланирована в Манеже с 31 марта по 4 апреля, долго держатся, надеясь на лучшее, но за 2 недели до старта сдаются и отменяют все офлайн мероприятия. Позже MBFWRussia перейдёт в цифровой формат и станет гибридной Global Talents Digital: дизайнеры онлайн будут представлять свои лукбуки, а в июне и вовсе состоится виртуальный сезон, где п
очти все показы пройдут с использованием AR/VR-технологий.
Виртуальный показ коллекции Alione Pole и AliExpress в рамках Global Talents Digital
И вот мы подошли к самым свежим новостям цифрового модного пространства. В мае этого года дизайнер Регина Турбина запустила первый российский онлайн-магазин виртуальной одежды Replicant.Fashion. Да-да, именно как то радужное платье, проданное на аукционе в Нью-Йорке за $9500! Но теперь виртуальная услуга становится более доступной. Ассортимент из семи дизайнеров предлагает 49 предметов одежды, среди которых есть как привычные топы, брюки, пальто и комбинезоны, так и забавные образы для веселья. Стоимость начинается от 499 руб. за футболку до 1799 руб. за платье или плащ.
По словам разработчиков, digital-луки дают полную свободу самовыражения для тех, кто их носит, и для дизайнеров. Цифровые вещи делаются из самых фантастических материалов и не всегда подчиняются законам физики. Также эти предметы создаются по реальным лекалам в профессиональных программах – их можно воссоздать в реальности. Ну и, конечно же, для производства такой одежды не нужны физические ресурсы.

Виртуальное платье (999 руб.) и пальто (999 руб.) бренда ophelica
Регина Турбина стала не единственной, кто увидел будущее в в создании виртуального гардероба. В конце июля соосновательница шоурума и агентства More Dash Дарья Шаповалова запустила платформу для продажи цифровой одежды под названием Dress-X. Пока на платформе представлено 65 предметов одежды и аксессуаров от таких дизайнеров как Alena Akhmadullina, Eva Sviridova, Nina Doll и других. Стоимость варьируется от 30 до 180 долларов за предмет. В эту цену входит создание первого образца вещи, "подгонка" по фигуре клиента, а также последующее обслуживание.
Такая цифровая одежда создана для людей, ведущих активную жизнь в социальных сетях – например, для блогеров. Сейчас каждый второй из них открывает свой магазин по перепродаже накопившихся вещей, потому что их уже некуда складывать. А когда тебе платье или шляпа нужна только чтобы сделать снимок для Instagram – её необязательно покупать физически, ведь цифровая версия смотрится не хуже и даже лучше, когда её "подгонят" по фигуре. К тому же это осознанный шопинг в абсолюте: нет производства – нет и сопутствующих ему проблем для человека и экологии.

Дарья Шаповалова в цифровом платье Arnaud Pepin-Donat ($45) и без него
Дарья Ядерная, куратор МВА программ МГИМО и Британской высшей школы дизайна "Менеджмент в индустрии моды" и "Стратегический маркетинг менеджмент":
"Пандемия в действительности послужила катализатором процессов, которые уже происходили на цифровом рынке. Виртуальные примерочные и онлайн-проекции уже давно развивались как важный толчок для продаж одежды в Интернет-пространстве, однако сейчас это выходит на новый уровень.
По данным опросов Y Consulting на конец 2019 года причиной более чем 26% всех покупок одежды в среднем ценовом сегменте является стремление “сделать красивое фото”, похвастаться в социальных сетях, при этом для каждого десятого покупателя эта причина входит в топ-3 для покупки одежды. В этой связи возможность купить виртуальные образы – одежду, фильтры, маски, макияж – это органичное продолжение тренда на “казаться, а не быть”. Это также отвечает стремлению покупателей выделяться, выглядеть статусно, дорого, оригинально – в зависимости от психотипа. Такие желания потребителей также находят отражение в виртуальной одежде, ведь “позволить” её себе легче, чем физическую вещь, что, кстати, немаловажно и в контексте падения доходов населения.
Наконец, свой вклад вносит и тренд на устойчивость и осознанное потребление. Приобретать вещь на 1 или 2 выхода значит тратить бесцельно огромные ресурсы, считает современный потребитель. Приобрести же виртуальную вещь – решить те же задачи, но ощущать себя этически и экологически более зрелым индивидом, а это в постковидном мире важнее, чем когда либо.
Тем не менее, однозначно этот тренд не станет мегатрендом. По прогнозам, потребителями такой одежды станет не более 3-5% всей клиентской базы, хотя за счёт ротации “новинок” и частоты смены онлайн-гардероба эта ниша может стать прибыльной. Но всё-таки пока нишей."
Цифровая революция в моде: Как мы пришли к виртуальным блогерам, одежде и макияжу
Читать дальше